Интервью
Любовь Шутова - королева решающего удара.
Интервью
Спортивная жизнь заслуженного мастера спорта России по фехтованию Любови Шутовой богата на события, а характер поражает упорством и волей к победе. Дважды выигрывала чемпионаты мира — в 2009-м и 2014 годах, дважды становилась победительницей чемпионатов Европы — в 2005-м и 2012-м. Трижды участвовала в Олимпийских играх — в 2008 году в Пекине, в 2012 году в Лондоне, в 2016 году получила бронзовую медаль в командной шпаге на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Тринадцать лет назад Любовь Шутова стала инициатором турнира, в котором ежегодно участвуют юные спортсмены из разных регионов Сибирского федерального округа. С мужем Николаем Лукинским, спортивным журналистом и ринг-анонсером, воспитывает двоих детей: 13-летнюю Анастасию и 6-летнего Фёдора.
— Любовь, вы часто встречаетесь со школьниками, выступаете на открытии спортивных мероприятий. Для вас это своего рода миссия?
— Можно и так сказать. Когда меня приглашают учителя на классные часы, рассказываю ребятам, как я попала в спорт, почему мне нравилось этим заниматься. Стараюсь на своём примере показать, что можно добиться многого, главное — ставить перед собой цели и идти к ним. Если хотя бы одного человека замотивирую таким образом, значит встреча прошла не зря.
— Каждый год в Новосибирске проводится турнир на ваши призы. Чья это инициатива, и кто принимает участие?
— Идея у меня появилась в 2009 году после того, как я выиграла чемпионат мира в личном зачёте. Я вернулась домой и рассказала своему тренеру Сергею Владимировичу Довгошее, что готова провести турнир на свои призы. Он одобрил эту идею, поддержал меня, и первый турнир состоялся в 2010 году. Это ежегодные соревнования, только однажды мы пропустили в связи с пандемией. Нынешним летом прошёл уже 12-й турнир. Все подарки, которые вручаются победителям и призёрам, приобретаются за мой счёт. Призы также предоставляет и общество «Динамо». Сначала участвовали только ребята из Новосибирской области, а теперь приезжают из других регионов Сибирского федерального округа, а в этом году были спортсмены из Челябинской области. Спортсмены все юные, только начинающие делать шаги в фехтовании. Главное — дать детям мотивацию, чтобы у них глазки загорелись, чтобы они почувствовали, что могут побеждать. Вообще рада всем, кто приезжает. Турнир проводится в мае, как заключительные соревнования сезона, финальная точка года.
— Вы оставили спортивную карьеру. Тяжело это — уходить из большого спорта?
— В прошлом году я выступила на последнем для себя турнире. Во-первых, мне кажется, я сделала всё возможное, выжала из себя последнее, как говорится, потому что мне уже 40 лет. Спорт — тяжёлая работа, интенсивный физический труд. Возможности уже не те, что в начале карьеры, поэтому я и приняла такое решение. Сейчас появилась возможность больше времени уделять семье и детям, потому что на протяжении всей моей бурной спортивной жизни я часто бывала в отъезде и много работала. Детьми, как правило, занимались бабушка и муж.
— Расскажите о своих детях. Они занимаются спортом?
— Дочь Настя, ей 13 лет. Она сначала 4 года занималась спортивной аэробикой, а потом пошла по моим стопам — в фехтование. Я устроила её к своему любимому тренеру, который когда-то меня нашёл, дал возможность проявить себя. Мне кажется, у Насти есть задатки для того, чтобы показать себя в спорте. Посмотрим, насколько хватит характера и стрессоустойчивости. Сыну Фёдору исполнилось 6 лет, он ещё ходит в садик, занимается футболом. Каждый вечер мы с ним пинаем мяч. Говорит, что будет как папа. В общем, мы спортивная семья.
— Вы говорите о стрессоустойчивости, а как её в себе воспитывали?
— В детстве всё воспринималось как должное: выиграл соревнования — порадовался и пошёл дальше тренироваться; проиграл — огорчился, и снова в зал на тренировку, понимая, что нужно в два раза больше работать. Залог успеха в спорте — это в первую очередь желание, во вторую очередь — характер, а в третью — работоспособность. И конечно, поддержка родных, близких, работа тренера. Он как твой второй отец, который всегда рядом — и на сборах, и на соревнованиях. Спустя время начинаешь понимать и ценить это. Сейчас сама на соревнованиях дочери переживаю, когда она фехтует, болею за неё и думаю, вот так тренер прошёл со мной всё это — и чемпионаты России, и чемпионаты мира, и Олимпийские игры — сколько трудов, сколько нервов и седых волос ему это стоило?!
— Как вы сами пришли в спорт, где вас тренер приметил?
— В детстве я занималась разными видами спорта и на танцы ходила, и на художественную гимнастику. Но, когда меня на гимнастике поставили к шведской стенке и начали тянуть, я поняла, что это не моё. А в фехтование пришла неожиданно. Мои родители дружили с Сергеем Владимировичем Довгошеей. Однажды он приехал к нам в гости, увидел меня, наверное, отметил какая я активная, — энергии было много, а девать её некуда. И он предложил мне прийти в фехтовальный клуб «Виктория», попробовать себя. Я спросила, что это такое, он ответил: будешь на шпагах сражаться. В это время как раз был популярным фильм «Гардемарины, вперёд!», и я решила попробовать. Женская шпага только зарождалась, фехтованием занимались, как правило, мальчишки. Но мне так понравилось, что я решила остаться. Сначала выступала среди девочек, и даже однажды победила в первенстве области среди мальчиков. Первый мой выездной турнир проходил в Кирове, а до этого я никуда из Новосибирска не выезжала, заняла тогда два третьих места — по своему возрасту и среди ребят постарше. Вернулась оттуда в состоянии эйфории: я могу побеждать, это классно! Столько друзей у меня там появилось, мы писали друг другу письма. И мне ещё больше захотелось тренироваться.
— Сколько вам тогда было лет? Когда лучше начинать в фехтовании?
— На турнире мне было 14 лет, а заниматься я начала в 12. Сейчас гораздо раньше набирают детишек, и в 9 лет тренируются. Для меня это был оптимальный возраст, потому что шпага сама по себе — тяжёлый вид оружия. После того турнира меня пригласили на сборы в Москву, мы жили в спортивном интернате. Помню этот азарт соперничества, я выходила на дорожку и думала: вот моя соперница стоит, сейчас я у неё выиграю. И чувства страха не было. А первые большие соревнования для меня — Всемирные юношеские игры 1998 года. Они впервые проходили в Москве, мы жили в Олимпийской деревне, там были юные спортсмены до 17 лет со всего мира, 140 стран, и атмосфера незабываемая.
— И дальше карьера пошла в гору?
— Первенства Европы, первенства мира. Сначала мы выигрывали по кадетам, потом по юниорам. Спорт перестал быть для меня просто хобби. Пока я была маленькой, мне нравилось общение, плюс спортивный азарт. А дальше я поняла, что уже могу денежку зарабатывать, что мой труд оплачивается, всё зависит от результата. И фехтование стало для меня работой, любимой работой. Первый раз меня поставили на ставку после того, как мы выиграли Всемирные юношеские игры, — нам платили 15 тысяч президентских, и это было круто. Можно было на что-то себе откладывать.
— Трудно было совмещать с учёбой в школе и ВУЗе?
— Я закончила 11 классов, поступила в Новосибирский государственный педагогический университет на физкультурный факультет, закончила его, а потом ещё поступила в НГТУ, но пришлось выбирать — началась подготовка к Олимпийским играм, и я поняла, что не смогу совмещать. В течение года нужно было проходить отборочные международные соревнования, в команду можно было попасть по результатам выступления в индивидуальных соревнованиях, всегда необходимо было бороться там за пьедестал.
— Какими медалями вы особенно дорожите?
— Есть несколько медалей в моей копилке, которые люблю и ценю. Самым тяжёлым для меня был 2009-й год. Я плохо выступила на чемпионате Европы и возвращалась домой со слезами: всё брошу, не могу больше. Тренер Сергей Владимирович, который сидел со мной рядом в самолёте, это всё выслушивал. А потом сказал: «Ладно, Люба, даю тебе две недели, приезжаешь домой, отдыхаешь, а потом мы с тобой пообщаемся…» Через две недели я пришла в зал, потому что поняла, что не могу без всего этого. Предстоял чемпионат мира, нужно было готовиться, тренировки вернули мне спокойное расположение духа и уверенность. И вот приезжаю на чемпионат, в первый день фехтовали шпажист Антон Авдеев и рапиристка Аида Шанаева, и оба взяли золото. После соревнований их встречают в коридоре, все хлопают, а я пытаюсь на себя это примерить, и думаю, как им, наверное, сейчас хорошо, всё позади, они чемпионы мира, — это же так классно! На следующий день выхожу на дорожку и выигрываю чемпионат мира. Меня после этого назвали королевой решающего укола, кто-то из журналистов написал: как можно из шести боёв в четырех выиграть на приоритете — в дополнительное время?!
— То есть вы были быстрее своих соперниц…
— Да, мне четыре раза просто реально повезло. Хотя всё могло быть иначе. Я максималист, наверное, если ты чем-то занимаешься, нужно доводить до конца.
— Продолжаете спортом заниматься?
— Для меня это уже образ жизни, люблю, когда тело болит после тренировки, само ощущение от физических нагрузок нравится. И всем советую заниматься спортом. Мне нравится смотреть на детишек, которые тренируются.
— Действительно очень красивый вид спорта. Почти танец?
— С одной стороны, белый костюм, шпага в руках, с другой стороны, вроде бы и единоборство, но в прямой контакт мы не входим, всё идёт через оружие. Тут, как в шахматах, чтобы разыграть укол, нужно просчитать комбинации, как обхитрить противника. Многие сравнивают фехтование с боксом, потому что стойки спортсменов похожи.
— В этом году спортивное общество «Динамо» отмечает своё столетие. Что для вас значит — быть «динамовцем»?
— Я с головы до ног «динамовка», всегда представляла это общество и горжусь этим. Маленькой девочкой меня тренер привёл в фехтование, открыл для меня мир спорта, научил трудиться и достигать цели. В обществе «Динамо» мне дали возможность раскрыться, достичь высот и добиться успеха, и я очень благодарна за это.
ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ
Искусство фехтования возникло в глубокой древности, первые сражения были в Древней Греции, а с 1900 года стал Олимпийским видом спорта. Различают фехтование на шпагах, рапирах и саблях. Полем боя является площадка 1,5-2 метра шириной и 14 метров длиной. Фехтование на шпагах отличается тем, что в нём засчитываются только уколы, наносимые острием клинка по поражаемой поверхности тела в специальном костюме. При засчитываемом уколе, загорается цветной сигнал.
Марина ШАБАНОВА